Свт. Кирилл Александрийский. Из толкований на пророка Исаию.

Глава 61

Ст. 1 – 3. Дух Господень на мне, его же ради помаза мя, благовестити нищим посла мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение, и слепым прозрение, нарещи лето Господне приятно и день воздаяния утешити вся плачущия, дати плачущим Сиона славу вместо пепела, помазание веселия плачущим, украшение славы вместо духа унынья.

Сказав в предшествующих стихах о тех, которые будут призваны через веру: аз Господь по времени соберу их. – теперь (как будто уже наступило время, в которое обещано собрать их, и как будто Он уже сделался человеком, уподобился нам и уничижил Себя до истощания) говорит: Дух Господень на мне, хотя Единородный, будучи по естеству Бог, есть Святой святых и Сам освящает всякое создание, так как он рожден от Святого Отца, и исходящего от Него (т.е. от Бога Отца) Духа также и своими верховными силами ниспосылает как Своего, и притом тем, которые познали явление Его. Каким же образом Он был освящаем? Ибо Он, будучи Богом и вместе человеком, по божеству подает Духа твари, а по человечеству Сам приемлет от Бога и Отца. Это мы и называем помазанием. Далее Он объясняет причину вочеловечения, ибо сказав: от Отца, необходимо присовокупил: егоже ради помаза мя, благовестити нищим посла мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение и слепым пpoзрение, нарещи, сверх того, и день воздаяния. Из сего же изречения видно, как многочисленны славные дела вочеловечения Единородного. Дабы прибрести поднебесную, привести живущих по всей вселенной к Богу и Отцу, изменив все к лучшему и как бы обновив лицо земли, Он принял зрак раба, хотя Он – Господь всяческих. Итак Он благовестил нищим, для сего, говорит, и послан был. Под нищими же могут быть подразумеваемы те, которые некогда страдали недостатком всякого добра, упования не имуще и безбожни в мiре, по написанному (Еф. 2, 12.). А те из язычников, которые обогатились верою в Него, стяжали божественное и небесное сокровище, очевидно, евангельскую и спасительную проповедь, через которую сделались причастниками царства небесного, общниками святых и наследниками благ, превышающих ум и слово. Око, говорить, не виде и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдота, яже уготова Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9.). Или же, быть может, пророческое слово говорит здесь о том, что нищим духом сообщено Христом изобильное подаяние даров (духовных). Сокрушенными же сердцем называем тех, которые имеют слабый и нетвердый дух, не имеют сил противиться нападению страстей, таким образом подчиняются им и кажутся как бы пленниками. Таковым обещает исцеление и отпущение, а слепым дает и прозрение; ибо, служащие твари, говорящие дереву: отец мой ecu ты, и камню: ты мя родил ecu (Иep. 2, 27.) (и не знающие) истинного и по естеству Бога, неужели они не слепы? и душа их неужели не лишена света божественного и духовного? Таковым Отец ниспосылает свет истинного боговедения; ибо они призваны через веру и познали Его, пaчe же познани бывше от Него (Гал. 4, 9; ср. 1 Кор. 8, 3.), и сыны ночи и тьмы сделались чадами света. Да, их осиял день, и взошло Солнце правды и возсияла светлая денница. Но ничто не препятствует относить все сказанное и к потомкам Израиля. Ведь и они были нищими и сокрушенными сордцем, как бы пленниками и пребывающими во тьме: ибо несть на земле творяй благостыню, несть до единаго, но ecu уклонишася вкупе неключими быша (Псал. 18. 8.) – Но пришел Христос и прежде других благовествовал Израильтянам дела своего прише-ствия; и сверх того благовествовал, чтоб нарещи лето Господне приятно, и день воздаяния. Приятноe лето, это то, в которое Христос был распят за нас; ибо тогда мы сделались приятными Богу и Отцу и через Него стали приносить плоды (добродетели). Этому учил и Он Сам, говоря: аминь, аминь глаголю вам: аще зерно пшенично паде на земли не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит (Иоанн 12, 24.); и опять егда вознесен буду от земли, вся привлеку к себе ( – 12, 32.). Итак Он воскрес тридневен, поправ державу смерти. Потом, обращаясь к святым ученикам, Он говорил: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли. Шедше научите вся языки, крестяще их во имя, Отца и Сына и Святаго Духа (Матф. 28, 18. 10.) – Итак приятно, без сомнения, то лето, в которое мы были приняты, получив общение с Ним, омывшись от греха через святое крещение и сделавшись общниками Его божественного естества через причастие Святого Дyxa. Приятным летом было то, в которое Он явил славу Свою в неизреченных знамениях, ибо мы радостно встретили время спасения через Него, на которое указал и премудрый Павел, говоря: се ныне время благоприятно, се ныне день спасения (2 Кор. 6, 2.). Днем же воздаяния мы называем не иное какое время, как тоже самое время Его пришествия, в которое Им совершено было воздаяние уверовавшим в Него через обетование во уповании. Разумею вот что: достохвальная жизнь по закону Моисея хотя и доставляла здешнее (земное) благополучиe тем, которые с охотою проводили ее не порочно; но она не имела обетования наград в будущей жизни и только напоминала о благоденствии настоящей жизни; ибо (закон) повелевал удаляться от грехов, возглашая: да не умреши не во время свое (Еккл. 7, 18.); и детям возглашает: чти отца твоего п матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будети на земли (Исх. 20, 12.). Обещал также и изобилие плодов (земных), прекращение войны, распространение мира и вследствие его радость. Посему устами Захарии сказал: плодовито населится Иерусалим от множества человеков и скотов, иже посреде его: и аз буду ему, глаголет Господь, стена огненна окрест, и в славе буду посреде его (Зах. 2, 4.); и опять: еще сядут старцы на путех Иерусалимских, кийждо жезл свой имый в руце своей от множества дней: и пути града исполнятся отрочищ и отроковиц играющих на путех его (Зах. 8, 4. 5.).

Итак закон Моисеев обещал древним наслаждение только временными наградами: божественная же и спасительная проповедь обещает воздаяние в будущем веке: блажени нищии духом, говорит, яко тех есть царствие небесное (Матф. 5, 3.). И если кто захочет внимательно исследовать дальнейшие блаженства, тот найдет, что возвещенные Богом награды и славны, и велики. Впрочем, если угодно кому, можно воздаяние, совершенное Христом во время Его пришествия, не без основания толковать и некоторым другим образом, а именно: премерзостный сатана некогда величался над жителями земли, владычествовал над вселенной, отвлекши ее от истинного познания, говорю о познании Бога по естеству, и повергнув их как бы в болота греха, сделал их поклонниками сeбе и своим лукавым силам; по сему говорил: вселенную всю обижу рукою моею яко гнездо, и яко оставленная яйца возму: и несть, иже убежит мене, – или противу мне речет (Иса. 10, 14.): но его надежды относительно этого оказались пустыми, ибо восстал и противуглаголал за нас Христос, совершил Он и отмщение над ним за проступлениe его против нас, разрушив всю его силу, уничтожив его владычество над нами и, пленицами мрака связав, по написанному, предаде на суд великаго дне мучимых блюсти (2 Петр. 2, 4; ср. Иуды 6.) как его, так и прочих, которые вместе с ним сделались отступниками. Посему божественный Давид как бы от лица искупленных воспевает и говорит: исповемся, тебе Господи всем сердцем моим, повем вся чудеса твоя. Возвеселюся и возрадуюся о тебе: пою имени твоему Вышний. Яко сотворл ecu суд и прю мою: сел ecu на престолы, судяй правду. Запретил ecu языком, и погибе нечестивый, имя его потребил ecu в век, и в век века (Псал. 9, 2 – 6.). Так и в другом месте говорит о том же самом: взыщется грех его, и необрящется (Псал. 9, 36.). И Caм Спаситель сказал: ныне суд есть мipy сему: ныне князь мiра сего изгнан будет вон (Иоанн 12, 31.) – Таким образом, и по этому толкованию, время воздаяние есть то, в которое воссиял мipy Христос. Пришел же Он сказано, для того, чтобы утешити вся плачущия Сиона, дати славу вместо пепела, и помазанье веселия, и украшение славы вместо духа уныния. У Иудеев некогда были мужи святые, сведущие в законе, исследовавшие и изучавшие пророческие предсказания. Видя, что потомки Израиля стали пренебрегать законом Моисея и предпочитать свои пожелания, учить учению и заповедям человеческим и проводить беззаконнейшую и грехолюбивую жизнь, – эти мужи испытывали скорбь о них, свойственную святым, и ожидали искупления через Христа; ибо они, по внушению Духа, знали того, кто верою оправдывает нечестивого и милосердою благодатию очищает оскверненных. Посему праведный Симеон, взяв на руки новорожденного Иисуса, молился, говоря: ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу твоему с миром: яко видесте очи мои спасение твое, свет во откровение языком и в славу людей твоих Исраиля (Лук. 2,29 – 32). Найдем, что и божественный Зaxapия, отец Иоанна, говорил: благословен Господь Бог Исраилев, яко посети и сотвори избавление людем своим: и воздвиже рог спасения нам (Лук. 1, 68. 69.). Благовествовал и Филипп Нафанаилу, говоря: егоже писа Моисей во законе и пророцы, обретохом Иucyca, сына Иосифова, иже от Назарета (Иоанн 1, 45.). И премудрый Павел пишет: скорбь ми есть, и непрестающая, болезнь сердцу моему по братии моей, сродницех моих по плоти (Рим. 2. 8.), Так дано плачущим Сиона утешение через Христа, и вместо пепла слава: они перестали скорбет и плакать о нем (Сиoне) и получили благодать через Христа, возвещая и проповедуя радостную весть (евангелие). Дано же им помазaниe веселия вместо плача и украшение славы вместо духа уныния. Помазанием здесь называет радостное (состояниe духа) или веселие и радость вместо сетования и плача, и украшение славы, то есть, облачение, или платье и одежда вместо духа уныния, то есть, вместо древнего малодушия; ибо тe, которые древле плакали о нем и упадали духом, ради него прославились. Как же прославились? Они поставлены наставниками и учителями его, о чем и было сказано ему через лиру Псалмопевца: вместо отец твоих быша сынове твои (Псал. 44, 17.); ибо премудрые ученики, бывшие чадами синагоги Иудейской, сделались отцами. Посему премудрый Павел пишет некоторым: о Христе бо Иucycе благовествованием аз вы родих (1 Кор. 4, 15.). Итак, бывшие сыновьями его, поставлены в качестве отцов. А что божественные ученики имели украшение главы божественной, будет ясно из слов, сказанных к ним однажды Христом: болящие исцеляйте, бесы изгоняйте, мертвые воскрешайте (Матф. 10, 8.); и опять: вы есте свет мiру (Матф. 5, 14.).

Ст. 4. И нарекутся родове правды, насаждение Господне во славу: и созиждут пустыни вечныя, запустевшия прежде воздвигнут, и обновят грады пустыя, опустошенныя в роды.

Сущие во Христе называются род избран, язык свят, люди обновления (1 Петр. 2, 9.) ради красоты свойственной им правды, говорю не о правде законной, но о той, которую они приобрели через учение Спасителя. Правда же Христова несравненно лучше правды законной. Поэтому Он сказал святым апостолам: аминь глаголю вам, яко аще не избудет правда ваша naчe книжник и фарисей, не внидете в царствие небесное (Матф. 5, 20.). Итак нарекутся, говорит, родове правды и сверх того насаждение Господне; ибо мы – истинно нива Божия и о нас божественный Давид говорит: насаждены в дому Господни во дворех Бога нашего процветут (Псал. 91, 15.) – И премудрый Павел призванных через веру во Христе называет нивою Божиею (1 Кор. 3, 9.). Также и в другом месте сказал аз насадих, Аполлос напои, Бог же возрасти ( – 6.); ибо Спаситель возделывает нас как ниву через святых тайноводителей. Посему они справедливо называют самих себя соработниками Божиими (1 Кор. 3, 9.). И премудрый Давид воспевает: праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится (Псал. 91, 14,). Итак мы – насаждение Господа и во славу Его. И созиждут, говорит, города пустыя вечныя и обновят грады пустыя. Вероятно желает этим указать или на число имеющих быть призванными, которое будет так велико, что кроме существующих станут искать других городов и даже возобновлять некогда опустошенные города или может быть на следующее: чувствуя тесноту от множества, они будут поступать с церквами, некогда пустыми, как обыкновенно поступают те, которые желают восстановлять опустошенные города и стараются воздвигнуть как бы лежащиe на земле (города). Посему сказано церкви: расшири место кущи твоея и покровов твоих, водрузи, не пощади. Еще надесно и налево простри (Иса. 54, 2. 3.). Что пророчество об этом истинно, это весьма легко можно доказать из самых событий.

Ст. 5 – 7. И приидут инороднии: пасущии овцы твоя, и иноплеменницы оратели, и виноградари. Вы же священницы Господни наречетеся, служителие Бога. Крепость язык снесте и в богатстве их чудни будете. (Вместо студа вашего сугубаго и вместо срама возвеселится часть их, и) сице землю свою вторицею наследят, и веселие вечное над главою их.

Здесь ясно говорит, что будет преобразование закона и установленного им священства. Ибо священнодействие, как имя так и дело богослужения, не будет уже приличествовать потомкам Левия; но они изгнаны, а сия слава дана призванным через веру из язычников, которые получают эту честь по определению божественному и сами поставляются служителями и иереями. Приидут, говорит, инороднии, пасущии овцы твоя. Эта речь обращена как бы к церкви, под овцами которой можно разуметь святой народ спасенных через веру. Он имеет пастырей из иноплеменных, ибо древние книжники и фарисеи, получившие должность наставлять потомков Израиля, сделались ленивыми, недеятельными и крайне неискусными пастырями. Так погиб подчиненный им народ, потому у них было сребро не искушено: они учили учению и заповедям человеческим и подчиненных своих удаляли от познания Христа, то говоря: мы вемы, яко Моисеови глагола Бог: сего же не вемы, откуду есть (Иоанн 9, 29.); то опять: беca имать и неистов есть: что его послушаете ( – 10, 20.)? Посему Бог всяческих устами пророков засвидетельствовал, говоря так: обуяша пастыри, и Господа не взыскаша: сего ради не уразуме все стадо, и расточено бысть (Иep. 10, 21.) и устами Иезекииля сказал: оле пастыри Израилевы, еда пасут пастыри самих себе, не овец ли пасутъ пастыри? Се млеко ядите, a овец моих не пасете (Иезек. 34, 3.), и еще: на благой пажити пасостеся, и останок пажити вашея ногами вашими попираете, и устоявшуюся воду пивасте, и останок ногами вашими возмущаете: и овцы мои попранием ног ваших живяху, и возмущенную ногами вашими воду nияху ( – 34, 18. 19.). Устоявшеюся водою и превосходною пажитью называет воспитание через закон. Tе же, которые портили и мутили ее посредством неправильных наставлений подвластного им народа, как бы заставляли пить не чистую воду и пастись не на цветущем пастбище. Посему они удалены были, и весьма справедливо, от пасения народа Господня, и (вместо них) призваны были к этому инородные. Учителями церквей рукополагаются Христом мужи мудрые и твердые, обладающие умом, исполненным тонкого понимания догматов, мужи из сонма эллинов, а не потомки Израиля; сии-то и соделались орателями и виноградарями. Поелику в богодухновенном Писании уверовавшие называются нередко избранною землею и виноградником и садом; то пророческое слово говорит здесь о том, что орателями и виноградарями будут те, которые некогда должны быть поставлены священниками Господними и служителями Божиими, право правящими слово истины (2 Тим. 2, 15.), и священнослужителями евангелия Христова, как написано. Таким образом они не сами восхищают себе эту честь, но призываются от Бога, как говорит и премудрый Павел (Евр. 5, 4.). Хотя он и происходит из колена Вениаминова, но постоянно называет себя священнослужителем и званным апостолом Иисуса Христа. Итак, все вы, получившие достоинство священства, крепость язык снесте, и в богатстве их чудни будете. Крепостию язык называет или почести, оказываемые могущественнейшими людьми, которые будут призванными из язычников, или же можешь понимать это и как либо иначе. Никто же вас, говорить, избежит усте, то есть, слова; ибо в Священном Писании постоянно вместо: слово употребляется: уста, например: ихже уста клятвы и горести полна суть (Псал. 9, 28.). Итак снесте, говорит, крепость язык. Кажется, здесь пророческое слово крепостью язык называет или знаменитых между ними, или самых ученых и обладающих мiрскою мудростью. И мы видим, что как самое слово святых тайноводителей было могущественно, так и те, которые получили их призвание, прославились; ибо похвалою, венцом и славою учителей служат спасенные их светоносным учением. Посему говорит, что в богатстве их чудны будете. А что божественная проповедь распространится во всех странах и у всякого народа и что вожди святых церквей, воздающие славу Христу, сделаются некогда как бы наследниками вселенной, на это указывает, говоря: сице вторицею наследят землю. Иисус Навин некогда разделил Израильтянам страны язычников; они получили землю Аморреев и Идумеев и Евеев и других. Явившийся же в мip Христос, образом Которого был древний Иисус, своим священнослужителям отдал не одну только Иудею, но и всю землю. И после первого это было вторым унаследованием; так как по Его решению тайноводители и ученики Его разделили между собою страны и города, и до днесь они радуются о Христе духовною радостью, имея как бы некоторый венец на главе своей. Радость же сия вечная, поелику мы чаем, что воздаяние будет состоять не во временных предметах, но в вечном уповании и в нескончаемой жизни и в благах, превосходящих ум и слово.

Ст. 8. 9. Аз бо есмь Господь любяй правду, и ненавидяй гра6ления от неправды: и дам труд их праведником, и завет вечен завещаю им. И познается во языцех семя их, и внуцы их посреди людей: всяк видяй я познает я, яко cиu суть семя благословеное от Бога, и радостию возрадуются о Господе.

Сказав, что приидут инороднии, пасущии овцы твоя, и иноплеменницы оратели и виноградари, очевидно, когда будут изгнаны прежние и лишены права начальствовать над людьми, показывает теперь причины, по которым они подверглись этому святым приговором праведного Судии. Поелику Я, говорит, люблю правду и ненавижу грабления от неправды, каковыми и сделались начальники Иудейской синагоги; то Я, говорит, отверг их и изгнал. А труд совершающих грабление от неправды дам, говорит, другим; ибо неправедно обогащающиеся и, как говорит пророк, сокровиществующии себе неправду и страсть (Амос. 3. 10.), передадут их другим. Посему Соломон сказал: богатство неправедно собираемо изблюется, из храмины его извлечет его Аггел; и опять: умножали богатство свое с лихвами и прибытки милующему нищия оставит е (Притч. 28, 8; Иов. 20, 15), т. е. отнюдь не добрым и сострадательным мужам, но распутным, которых, только по снисхождению и ради благоприличия назвал милующими нищих. И это потому, что при тех, которые живут в распутстве, бывает очень много приживальщиков, истребляющих вместе с ними собранное неправедно с большими трудами. И божественный Давид о таких воспевает и говорит: обаче всуе мятется: сокровиществует, и невесть, кому соберет я (Псал. 38, 7.). И иным способом труд или забота книжников и фарисеев дана другим, ясно, что учителям из язычников. Посему Христос говорит: отъимется от вас царствие Божие, и дастся языку творящему плоды его (Матф. 21, 43.). Итак те будут отвержены, а с вами, говорит, призванными из язычников для священнослужения, заключу вечный завет, указывая сим или на евангельскую проповедь, или на надежду нескончаемую. И познается, говорит, во языцех семя их и внуцы их: всяк видяй я познает я, яко сии суть семя благословеное от Бога, ибо те, которые по учению суть сыны святых тайноводителей, всем весьма известны своими великими подвигами добродетели и благочестивой жизни, так как по учению, как я сказал, сделались потомками святых. И яко суть семя благословеное от Бога, каковы например собрания святых монахов, о которых говорит Павел: иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотми (Гал. 5, 24.), проводя благочестивую и трудолюбивую жизнь. Сонмы пребывающие в девстве, и лики возсылающие славословия Богу – сии суть семя благословенное от Бога, они радуются и веселятся о Господе; ибо не мiрскими предметами они наслаждаются, но наполняют сердца свои любовию ко Христу; а это есть спасительное дело и источник всякой духовной радости.

Ст. 10. 11. Да возрадуется душа моя о Господе: облече бо мя в ризу спасения и одежду веселия: яко на жениха возложи на мя венец, и яко невесту украси мя красотою и яко землю растящую цвет свой и яко вертоград семена своя: тако возрастит Господь правду и веселие пред всеми языки.

Распростерши к ним щедрую руку и возвестив, что увенчает их многочисленными и драгоценными дарованиями (ибо говорит: всяк видяй я, познает я, яко cии суть семя благословеное от Бога) и потом присовокупив, что возрадуются о Господе, Он прямо сообщает им радость. Посему-то и притом весьма уместно вводится здесь лицо церкви, от восторга восклицающей: да возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения и одежду веселия. Одеждою вeceлия называет Господа нашего Иисуса Христа, как и премудрый Павел пишет уверовавшим в Него: облецытеся Господем нашим Иисусом Христом, и плоти угодия не творите в похотех (Рим. 13, 14.).

Те, которые имеют в Нем как бы одеяние, сверх спасения приобретают счастье и пребывают в нескончаемой радости. Посему Сам Спаситель сказал: тать не приходит, разве да украдет и убиет и погубит: аз приидох, да живот имут и лишше имут (Иоанн 10, 10); ибо Он, как я сказал, не только спасает, но и доставляет нескончаемую радость; это и есть то лишшее, что должно прибавиться – жизнь святым. Итак Христос есть небесная и превышняя риза и одежда нетления; кто получит ее, тот будет увенчан всякою красотою, очевидно, духовною, и отличиями добродетели. Он будет как жених, украшенный венцом, и как невеста, блистающая всеми украшениями; ибо сyщие во Христе – сильны и весьма мужественны в духовных подвигах и в изобилии обладают украшениями добродетели во всех видах. Они подобны и невестам по плодородию и по разнообразной красоте блестящих добродетелей. Посему некто из святых пророков, называя плодоносными проводящих святую жизнь, сказал: страха ради твоего, Господи, во чреве прияхом, и поболехом, и родихом дух спасения, его же сотворихом па земли (Иса. 26, 18.). Итак святых надобно уподобить жениху и невесте по причине их мужества и сверх того плодородия. Но обрати внимание на то, что им всегда присуще как бы сияние красотою; и это сохраняется у них как при совершении великих подвигов добра, так и в мужественной борьбе со страстями. А что радость, как бы некое цветущее растение, увенчавает вселенную, после того как Христос воссиял народам правду, на это указал в словах: яко землю растящую цвет свой и яко вертоград семена своя: тако возрастит Господь правду и веселие пред всеми языки. Кажется, выростающим и восходящим пред народами семенем и цветом называет здесь самого Господа нашего Иисуса Христа, как сказал в Песни Песней; аз цвет польный, и крин удольный (Песн. П. 2, 1.); или же евангельскую и спасительную проповедь и оправдание через нее, которое превосходнее правды законной и всегда сопровождается радостно, то есть веселием. Тем, которые вполне достигли его (оправдания), даровано будет Богом пребывание в постоянной радости; ибо они услышат от Спасителя всех нас Христа: добре, рабе благий и верный, о мале был ecu верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего. (Матф. 25, 21.). Как радость спасительная проповедь может быть понимаема и другим спо-собом: между тем как закон был карателем и возбуждал (в душах) великий страх, ибо отверглся кто закона Моисеова, без милосердия при двоих или mpиex свидетелех умирает (Евр. 10, 28.), напротив евангельское откровение приносит нам жизнь и oбетованиe наград и истинную надежду на непостижимые блага.

Hosted by uCoz