Блаженный Иероним Стридонский. Из толкований на книгу пророка Исаии.

Этот фрагмент охватывает все стороны рассматриваемой темы, т.к. использует прямую ссылку на евангелие ап.Луки, который коварный еретик Григорий Петрович Котовский представил как "искушение Торой". Для того, чтобы понять некоторые нюансы приведенного отрывка из трудов св.Иеронима, будет нелишним ознакомиться с небольшим сочинением святителя Епифания Кипрского О семидесяти толковниках и о тех, которые ложно истолковали Святое Писание.

 

Глава 61.

Ст. 1-3. Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал меня, возвещать кротким послал Меня, исцелять сокрушенных сердцем, и проповедывать пленным освобождение и узникам открытие [темницы], проповедывать лето благоприятное Господу и день мщения для Бога нашего, утешать всех плачущих, предоставить сетующим Сион и дать им вместо пепла венец, вместо плача – елей радости, вместо духа скорби одежду (pallium) хвалы, LXX: Дух Господень на Мне; поэтому Он помазал Меня, благовествовать нищим послал Меня, исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, и слепым прозрение, называть лето благоприятное Господу и день воздаяния, утешать всех плачущих, дать сетующим Сион, дать им славу вместо пепла, помазание радости сетующим, одежду славы вместо духа скорби.

Тот, кто выше сказал: Я, Господь во время соберу их или по еврейскому: Я, Господь во время его внезапно совершу это, говорит вслед за тем: Дух Господа Бога на Мне, – не потому, что Господь Бог имеет Господа Бога, а потому, что Он говорит сообразно с домостроительством воплощения то, что свойственно уничижению. К Нему и псалмопевец говорил: возлюбил ecu правду и возненавидел ecu беззаконие; сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих (Псал. 44, 8). Ибo, когда называются причастники, то ты должен разуметь телесную природу, потому что Бог не имеет причастников. А так как помазание было духовным, а не [помазанием] тела человеческого, как было в священстве иудейском, то говорится, что Он помазал паче причастник, то есть прочих святых. Помазаниe Его совершилось в то время, когда Он крестился в Иордане и Дух Святый сошел на Него в виде голубя и пребыл на Нем (Иоанн. 1, 32). О нем говорил и этот же самый пророк: изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет, и почиет на Нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия (Исаии 11, 1 – 2), Поэтому и когда Спаситель, после крещения в Иордане, пришел в Назарет, в котором был воспитан, то вошел по обычаю в день субботний в синагогу их. И когда встал читать, то дана была Ему книга пророка Исаии, открыв которую, Он нашел написанное: Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя; благовестити нищым посла Мя, проповедати плененным отпущение и слепым прозрение, отпустити сокрушенныя на свободу, проповедати лето Господне приятно (Лук. 4, 18 – 19). Когда, закрыв книгу, Он отдал ее слуге и сел, то глаза всех, бывших в синагоге, устремились на Него, и Он начал говорить им: днесь сбытся писание сиe во ушию вашею. И вcu свидетельствоваху Ему, И дивляхуси о словесех благодати, исходящих из уст Его (Лук. 4, 21–22). Итак, если в то время исполнилось пророчество, то каким образом некоторые относят то, что [здесь] говорится, ко временам кончины? Разве только то мы можем сказать, что тогда оно исполнилось отчасти, а полнее оно совершится тогда, когда весь народ Божий будет праведным, ибо теперь мы от части разумеваем и от части пророчествуем, Егда же приидет совершенное, тогда, еже от части, упразднится (1 Кор. 13, 2 10). Таким образом Он помазан Духом Святым для того, чтобы благовествовать нищим или кротким, как Он говорит в Евангелии: блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное. Блажени кротции яко тии наследят землю (Матф. 5, 4 – 5). И послан Он для исцеления тех, которые сокрушены сердцем (Лук. 4, 18) и говорят: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Псал. 50, 19), или, по Симмаху и Феодотиону: чтобы обвязать раны грехов, проповедывать пленным освобождениe, слепым прозрение и заключенным открытие [тюрьмы], что яснее перевел Симмах: узникам освобождение. О Нем, или вернее, к Нему выше говорится: се Аз дах Тя во свет языков отверсти очи слепых, извести от уз связанныя и из дому темницы седящыя во тьме (Исаии 42, 6 7). Под летом же благоприятным и днем воздаяния разумей все то время Его проповеди, в течение которого Он жил во плоти. Это и апостол изъясняет в отношении к первому пришествию Спасителя, говоря: се ныне время благоприятно, се ныне день спасения (2 Кор. 6, 2), о чем мы подробнее сказали выше. Если же воздаяние принимается в смысле не заслуг в добре, а наказаний за грехи, соответственно чему оно называется днем мщения, то следует понимать это в отношении к народу иудейскому, который, после страдания Его, немедленно был постигнут гневом Божиим. И утешил Он всех плачущих, говоря: блажени плачущии яко тии утешатся (Матф. 5, 4), чтобы предоставить плачущим Сион и дать им славу и венец вместо пепла. Из числа их был и апостол Павел, который оплакивал Сион и говорил: яко скорбь ми есть велия и непрестающая печаль (Римл. 9, 2). И еще: молилбыхся сам аз отлучен быти от Христа по бpamиu моей и сродницех моих по плоти, иже суть исраилите. (Там же, ст. 3 – 4). И так как они были плачущими и сетующими, то вместо пепла получили елей радости, видя, что весьма многие из иудеев уверовали и облеклись в весьма чистую одежду вместо траурного одеяния.

Ст. 3–5. Тогда они будутъ называться в нем сильными в правде, насаждением Господа для прославления, И застроят пустыни вековыя, и воздвигнут древния развалины и возобновят города опустошенные в род и род. И предстанут чуждые и будут пасти стада (pecora) ваши, и сыновья иноземцев будут земледельцами и виноградарями вашими. LXX: И назовутся поколениями правды, насаждением Господним для славы. Я застроят пустыни вечныя, те, которыя прежде были в запустении будут воздвигнуты, и возобновят города onyсmевшиe, опустошенные в роды, и прийдут иноплеменники и будут пасти овец твоих, и из иных народов оратаи и виноградари.

После того как и апостолы и мужи апостольские вместо пепла и духа скорби получат елей радости и паллиум или, по Семидесяти, столу славы и хвалы; тогда они будутъ называться поколениями правды, славным насаждением Господним, или по-еврейскому ele, через растяженные оба слога, сильными и в Божией правде, или насаждением Господним для прославления, чтобы, когда будутъ прославлены или когда сами прославят Господа, они построили города, бывшие вечно в запустении, и восстановили древние развалины как народа иудейского, так всех народов, которые не только будут обладать знанием строить и возобновлять города, но и будут наилучшими пастырями, чтобы, по отвержении прежних пастырей, которым Бог сказал через Иезекииля: оле пастыри Исраилевы! Еда пасут пастыри самих себе? Не овец ли более (Иезек. 34, 3)? могли внимать с апостолом Петром: паси овцы Моя (Иoaнн. 21, 17). И чудесным образом каменьщики и пастыри сделаются земледельцами, то есть оратаями и виоградарями, чтобы могли сказать с апостолом: „мы Божия нива, Божие cтpoeниe" (1 Кор. гл. 3). Поэтому Спаситель вопрошает книжников и фарисеев, виноградарей и земледельцев иудейских: что сделает Он с худыми виноградарями и земледельцами? И когда они ответили: злых зле погубит и виноград предаст иным делателем, то Он присовокупил: отъимется от вас царствие Божие, и дастся языку, творящему плоды его (Матф. 21, 41. 43). Это не нуждается в объяснении. Ибо много ли предстоятелей церквей из иудеев, а не из иноплеменников и людей из иноземных народов, которые прежде служили демонам и были далекими от завета Божия и чуждыми обетований Его и были без Бога в мipе, а теперь управляют церквами и плугом веры смиряют грубые сердца язычников, бывшие прежде неукротимыми, для принесения плодов, чтобы умножали посев учения Христова обилием добрых дел?

Ст. 6 – 8. А вы будете называться священниками Господа, «служители Бога нашего» будут говорить вам. Вы будете снедать крепость народов, гордиться славою их. За ваше двоякое посрамление и стыд они будут восхвалять часть свою: и поэтому они вдвое получат в земле своей, веселие вечное будет у них. Ибо Я Господь, любящий правду и ненавидящий хищение при всесожжении. LXX: А вы будете называться священниками Господа, служителями Бога нашего. Вы будете снедать крепость народов и богатствами их будете возбуждать удивление. Так они вторично будут обладать землею и радость вечная будет на главе их. Ибо Я – Господь, любящий правду и ненавидящий хищение беззаконное.

Строители бывших в запустени городов и пастыри стад, они же – оратаи и виноградари, то есть сыновья иноземцев, служат также священниками Божиими, к коим пророк теперь говорит: а вы будете называться священниками Господа, «служители Бога нашего» будут говорить вам, без сомнения, давая разуметь предстоятелей церквей. Или, может быть, следует разуметь пo отношению к апостолам, так что ход мыслей следующий: когда каменьщики, пастыри, оратаи и виноградари из язычников будут предстоятелями церквей, вы, о которых было сказано: останок спасется (Рим. 9, 27) и: аще не бы Господь Саваоф оставил нам семене, яко Содома убо были быхом, и яко Гоморру уподобилися быхом (Исаии 1, 9), будете называться священниками и служителями Божиими, какими были и сыновья Давидовы, о которых Писание говорит: "сыновья же Давидовы были священниками Божиими" (2 Цар. гл. 8). Они будут снедать крепость народов и будут возбуждать удивление богатствами их. Ибо венец отцов слава детей, и пpeycпеяниe народа пир священников (Притч. гл. 17). О подобного рода богатствах Павел писал Коринфянам: благодарю Бога моего о Христе Иисусе, яко во всем обогатистеся о Нем, во всяком слове и всяком разуме, якоже свидетельство Христово известися в вас, яко вам не лишитися ни во едином даровании (1 Кор. 1, 4 – 7). Крепость же народов есть триумф мучеников, и мы гордимся славою их, – не той гордостью, которая служит пороком, коей Бог противится, чтобы смиренным дать благодать (Иак. гл. 4), но той, которая получается вследствие могущества и славы. Поэтому и у Моисея лицо было рогатое [сияло лучами]; который мог сказать: о Тебе враги наша избодем роги (Псал. 43, 6). Акила же вместо гордости славы перевел: χαί έν δόξη αύτών πορφύρα ένξύτεδαι(?), то есть: облечетесь в порфиру, чтобы указать на отличительное царское украшение. Следующие же затем: за двоякое посрамление и за стыд они будут восхвалять часть свою, чего в еврейском нет, так следует, по моему мнению, изъяснять. За то, что вы имели двоякое посрамление, как от народа иудейского, отступившего от Бога, так от язычников, служивших идолам, вы увидите их, по обращении к страху Божию, восхваляющими часть свою, без сомнения – Господа, о котором и святой говорил: "часть моя – Господь" (Псал. 72). Сказать же это никто не может, кроме имеющего другую часть. Итак, поелику вы имели от них двоякое посрамление и стыд гpеxa их, которого сами они не стыдились, то в земле своей, то есть в земле кротких и живых, они получат вдвое, когда они уверуют и в настоящее и в будущее. И будут иметь веселие вечное, вместо чего у Семидесяти читается: так они вторично будут обладать землею. И вечная радость будет на главе их, потому что обладавшие землею в весьма тесных пределах Иудеи будут обладать впоследствии всем земным шаром. Об этой земле Отец говорит Спасителю: проси от Мене, и дам Ти языки, достояниe Твое, и одержание Твое концы земли (Псал 2, 8). Даровал же это Господь, любящий истинный суд и ненавидящий хищение при всесожжении, вместо чего LXX перевели: хищениe беззаконное, как будто бы какое либо хищение не бывает беззаконным. Таким образом то, что он говорит, означает следующее: Бог более любит бедность праведных, нежели дары богатых, происходящие от хищений и беззакония.

Ст. 8 – 9. И дам дело их по истине и союз вечный заключу с ними. И будут знать между племенами семя их и потомство их среди народов. Все видящие их познают их, что они – семя, которое благословил Бог. LXX: И дам труд их праведным и завет вечный поставлю с ними, И будут знать между племенами семя их и среди народов – внуков их. Всякий, видящий их, познает их, что они – семя, благословенное Богом.

Бог, любящий правду и суд и отвращающийся от всесожжений, соединенных с насилием (ибо что происходит от хищения, это считает Бог за плату блудницы и за цену пса). Сам труд тех, которые вторично будут обладать землею и которых увенчает сугубою радостию, даст праведным или, как лучше стоит в еврейском, по истине, чтобы не тень истины была, как в Законе, а самая истина. И заключит завет вечный, не такой, какой дал Он Моисею и который прешел, но завет евангелия, о котором Христос говорит: небо и земля мимоидет, словеса же Моя не мимоидут (Матф. 24, 35). И тогда будут знать между народами семя апостольское, и все будущие племена примут семя учения Божия, не говоря того, чем погрешал прежде народ обрезания, говоривший: „ибо что другое, кроме семени, ищет Бог?" Всякий, видящий их, с первого взгляда узнает, что это – семя, которое благословил Господь. Ибо кто по образу жизни, по кротости, воздержанию, гостеприимству и всем добродетелям не узнает народа Божия? И кто, наоборот, не будет отвращаться от кровавых рук Израиля, по отношению к которым пророк молит, говоря: исполни лица их бесчестия, Господи (Псал. 82, 17).

Ст. 10 – 11. Радостью буду радоваться о Господе, и возвеселилась (вульг. возвеселится) душа моя о Боге моем. ибо Онъ облек меня в ризы спасения и одеждами правды одел меня, как жениха, украшеннаго венцом, и как невесту, украшенную ожерельем своим. Ибо как земля производит зелень свою и сад произращает посеянное в нем, так Господь Бог возрастит правду и хвалу пред всеми народами. LXX: Радостию возрадуются о Господе. Да возрадуется душа моя о Господе. Ибо Он облек меня в ризу спасения и одеждою веселия одел меня, как жениха украсил головным убором и как невесту женским нарядом и как землю, производящую цвет свой, и как сад произращает семена свои: так Господь Бог проявляет правду и хвалу пред всеми народами.

Начало отдела по Семидесяти, которые сказали; радостию возрадуются о Господе, связано с концом предшествующего отдела. Но по еврейскому это – начало другого отдела, в котором выводится Церковь, отвечающая на слова Христа: радостию возрадуюсь о Господе и возвеселится душа моя о Боге моем,– не об отцах, как хвалились иудеи, говоря: семя Авраамле есмы и никому же работахом николиже (Иoaнн 8, 33), но о Боге, согласно со словами Писания: народу же веровавшему бе сердце едино и душа едина (Деян. 4, 32). Далее указывает причины радости: Ибо Он облек меня в ризу спасения и одеждою или хитоном правды и веселия, которая по-еврейски называется mail, украсил и одел. Ибо все мы, крестившиеся во Христа, во Христа облекаемся (Галат. гл. 3) и имеем Его одеждою правды, который сделался для нас святостию, правдою и искуплением (1 Кор. гл. 1). Он представляет также сравнение двух стад в Церкви: совершенных и начинающих. Совершенных он сравнивает с красотою жениха, начинающих уподобляет украшению невесты. Совершенным был Павел, который, как жених, украшенный венцом и долженствовший быть увенчанным, или, как перевел Акила: ίερτευμένος στεφανφ(?), что на нашем языке называется: носящий священнический венец, говорил по авторитету вещавшего в нем Христа: подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох. Прочее убо соблюдается мне венец правды (2 Тим. 4, 7), и в другом месте: елицы убо совершенни, сие да мудрствуем (Филипп. 3, 15). Начинающим же он был сравнительно с исполнением, когда от лица начинающих говорил: егда бых младенец, то младенец глаголах, яко младенец мудрствавах, яко младенец смышлях (1 Кор. 13, 11), и еще: отчасти видим и от части разумеваем, пока не приидет совершенное (Там же, ст. 8 – 10). Поэтому уподобляется украшение невесты, украшаемой женским нарядом или, как прочие перевели, убранствами (vasis) или ожерельями своими. И представляет примеры другого сравнения, из которых первый относится к жениху, второй к невесте. Как земля производит зелень свою и орошается небесными дождями, и подобно тому как сад, нуждающийся в водах источников и рек, произращает семя свое: так, говорит он, Господь возрастит правду и радость перед всеми народами, – не перед Израилем, чтобы поразить высокомерие иудеев, а перед всеми народами, которые собираются в Церкви.

Hosted by uCoz